По внешним габаритам Coolray и Vezel — типичные представители сегмента компактных кроссоверов. Тем более что их размеры отличаются на считаные миллиметры — колесная база около 2,6 м, длина в районе 4,3 м. Но маленький Geely появился в 2018 году. А Vezel, известный в Европе и США как HR-V и в Китае продающийся под именем XR-V, дебютировал на пять лет раньше.
Поэтому первые пять лет производства, по крайней мере в Японии, «паркетник» Honda предлагался исключительно с атмосферной 1,5-литровой «четверкой». Самостоятельной L15B и называвшейся LEB в составе гибридной силовой установки.
И только в начале 2019 года Vezel обзавелся турбомотором, выполненным на той же основе и развивающим 172 силы.
Ну а Coolray изначально оснащался турбодвигателями. В России он продавался и продается с единственным 1,5-литровым трехцилиндровым двигателем JLH-3G15TD, для нашего рынка, по официальным данным, дефорсированным до 150 л.с.
Все моторы, естественно, с алюминиевыми блоками, однако конструктивно заметно отличаются. Если джилевский (созданный при участии Volvo) имеет привод ГРМ ремнем, который нужно менять через 100 000 км, то у агрегатов Honda там «вечная» цепь. Китайско-шведская «тройка» оборудуется непосредственным впрыском топлива, а японская компания до сих пор осторожно относится к direct injection.
Отличаются кроссоверы Geely и Honda по трансмиссии. Vezel с атмосферной «бензинкой» имеет вариатор, и даже турбированная версия оснащается исключительно бесступенчатой коробкой. Только гибрид передает момент через 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Преселективной трансмиссией без альтернатив обладает и Geely. Причем она у фирмы разработки Getrag и ее пакет «сцеп» работает в масляной ванне.
А вот полного привода создатели Кулрея свое детище лишили. Для Китая 4WD — не принципиальный бонус. У Vezel, напротив, только турбоисполнение предлагается в переднеприводном варианте. Именно поэтому Geely наряду с McPherson спереди имеет заднюю полузависимую балку.
Но и хондовские инженеры пошли по пути наименьшего сопротивления, совместив задний редуктор на полноприводных Везелях с торсионной конструкцией.
По ценам ситуация следующая. Типичная стоимость Coolray 2019–2021 годов выпуска лежит в пределах 1 700 000–2 350 000 рублей. Хотя есть незначительные отклонения в обе стороны.
Geely в возрасте года–двух обойдется от 1 850 000 до 2 800 000 рублей. Дороже вы найдете вряд ли (попалась пара машин за 3,0–3,2 миллиона), но и Кулреи этих лет подешевле можно буквально пересчитать по пальцам.
Vezel до рестайлинга теоретически стоит до 1 300 000 рублей. Однако таких экземпляров единицы. Реальная цена начинается от полутора миллионов. Лучше же закладывать в бюджет покупки компактной Хонды 1 700 000–1 800 000 рублей. С другой стороны, отдавать 2,0–2,4 миллиона за шести-семилетние машины как-то нелогично.
Кроссовер после обновления с трудом найдется за 1 800 000–1 900 000 рублей. Мало Везелей и за 2 500 000–2 600 000 рублей. Попадаются даже машины за 2 800 000–3 300 000. Реально же нужно рассчитывать на то, что отдать за качественный экземпляр придется не менее 2 000 000–2 300 000 рублей.
«Паркетников» Honda в продаже на вторичном рынке почти вчетверо больше, чем Кулреев. А среди них превалируют автомобили с гибридной силовой установкой. Навезли за последние несколько лет. Впрочем, до сих пор в виде гибрида Vezel удастся подобрать без пробега по РФ. Только лишь с «бензинками» машин более чем вполовину меньше. Турбокроссоверов и вовсе несколько десятков.
Редко можно встретить леворульного клона Vezel HR-V. Погоды он на рынке не делает.
Как и привезенный из Китая Binyue (так Coolray называется в КНР), и Belgee X50, который недавно купили, чуть покатались и теперь продают.
Представители ДЦ, который получили дилерство Geely в 2021 году, отмечают, что кардинальных проблем с поиском комплектующих никогда не было. Да, на начальном этапе все официальные каталоги приходилось переводить с помощью браузера. Однако в них имелись фото запчастей, которые облегчают подбор нужной детали. С другой стороны, по VIN в заводских программах отображаются не все позиции. Но по Кулрею ситуацию спасает то, что во всей линейке Geely это самая простая модель. Ошибки при заказе с учетом комплектации, года или даже месяца производства по маленькому кроссоверу сведены к минимуму. Поэтому нет необходимости демонтировать какие-то элементы для того, чтобы заказать именно такую же составляющую, которая установлена на автомобиле. Это касается, к примеру, внешних камер, которые имеют склонность к отказу и на некоторых китайских автомобилях требуют снятия для идентификации.
Даже бирки с номерами обшивки сидений у Coolray скрываются под обивкой таким образом, что кресла не нужно снимать.
Разумеется, у дилеров в наличии есть все положенные техжидкости. Например, масло китайского бренда Lopal вязкостью 0W-20, с классами качества API SP и ACEA C5, которое официально разрешено для заливки в Geely.
Соответствующий антифриз, который по регламенту почему-то надо менять через 40 000 км. И трансмиссионная жидкость (замена через 90 000 км), проходящая под брендом автопроизводителя (до этого использовался Shell Spirax S5 DCT 11).
Что касается «твердых расходников», то китайские компании (как прежде корейские, немецкие, японские) заставляют дилеров выкупать их определенные объемы. Так что запасы есть, а перебоев, во всяком случае пока — нет. Поскольку мотор разрабатывался как минимум в соавторстве с Volvo, оригинальный воздушный фильтр для него европейского образца — с частыми ребрами фильтрующего элемента и с внушающим доверие резиновым уплотнителем по периметру.
Масляный фильтр также выполнен по образцу деталей, которые зачастую используют автопроизводители Старого Света. То есть по принципу сменного картриджа. К слову, на первых порах продаж Geely, когда наполняемость складов запчастей еще оставляла желать лучшего, дилеры перехватывали масляные фильтры у коллег из ДЦ Volvo.
Свечи зажигания тоже можно выбрать из разряда оригинальных от этой шведской марки. Но на данный момент в официальных поставках идут либо NGK с дополнительной маркировкой китайского автобренда Lynk & Co (как известно, принадлежащего Geely), либо свечи марки Torch.
В наличии дилеры держат колодки, которые, кстати, идут только под брендом Geely.
Аналогичная ситуация с амортизаторами и пружинами. Они присутствуют в запасах и несут лейблы автокомпании.
Есть кое-какой запас элементов направляющего аппарата подвески — рычагов (шаровые опоры и сайлент-блоки в оригинале с ними в сборе), стоек стабилизатора и торсионных балок.
Естественно, хотя бы штучно держат в центрах различные блоки, камеры, другие комплектующие, которые в группе риска. И обязательно — составляющие привода ГРМ, несмотря на то что их замена, напомним, регламентируется на 100 000 км.
Крупными деталями вроде блоков и «головок», а также агрегатами целиком и кузовными панелями со светотехникой ДЦ не запасаются. Что-то есть на дистрибьюторском складе в столице, откуда по регионам расходится примерно за полторы недели. Но, например, блоки управления, те же агрегаты и «кузовщину», скорее всего, придется заказывать из Китая и ждать до 2–2,5 месяца.
Дилер Geely, по крайней мере тот, с которым общались, сейчас не предлагает каких-то альтернативных запчастей. А из примеров их установки приводит только опыт по колодкам. Дескать, привозили как-то клиенты что-то из разряда no name. В суппорты они вставали, но болтались. Клиенты потом возвращались на установку оригинальных, жалуясь на скрежет.
Кажется, широта предложения запчастей для «китайцев» на маркетплейсах сдвигается с мертвой точки. Бывает, что оригинальные каталоги до сих пор могут ограничиваться какими-то давно устаревшими моделями.
А ввод VIN ничего не дает.
Тем не менее в «каталогах для ТО» удается найти довольно неплохой список «расходников» и деталей подвески.
Впрочем, на иных популярных агрегаторах некоторых позиций (скажем, по подвеске) для Кулрея может и не быть. Как уже мы выяснили по другим китайским моделям, ввод идентификационного номера лишь позволяет увидеть весь диапазон стоимости, а не расширяет предложение.
Неожиданно в каталоге одного из маркетплейсов нашелся Geely Binyue — так Coolray называется в КНР. А на его странице вот такой серьезный для «китайцев» список комплектующих.
На деле же находятся только колодки, хомуты для выхлопа, пробка поддона, прокладки и сальники коленвала, распредвалов и маслосъемные колпачки.
Благо, что на сцену вышли альтернативные маркетплейсы, специализирующиеся на комплектующих именно для автомобилей из КНР. Где-то ассортимент ограничен, но все равно включает и клапаны с поршневыми кольцами, и рычаги подвески.
На других агрегаторах можно приобрести всевозможные блоки управления и многочисленный крепеж.
Даже блок двигателя, «головку», мотор в сборе и всякую редко востребованную мелочовку вроде дверных замков, крышки маслозаливной горловины, педалей, отбойников дверей/капота и т. д.
Единственное, что напрягает — это не всегда понятное происхождение деталей. В каких-то случаях написано, что это оригинал. Где-то есть пометка «заводское качество». Или «качественный аналог». Однако нередко нет никаких указаний на производителя.
Вопреки тому что Coolray по нынешним меркам появился отнюдь не вчера, альтернативных запчастей по отдельным позициям на него не сказать, чтобы много. Кроме того, есть ограничения по популярным маркам комплектующих. Это, безусловно, не касается масел. Так, для двигателя Coolray подходит широкий спектр смазок, начиная от довольно бюджетных брендов. Причем специалисты уверяют, что класс качества по ACEA C5 можно смело заменять распространенным у нас C2.
Подобрать можно и «трансмиссионку» — как из продуктов относительно недорогих, так и элитных. Безусловно, не рассчитанных конкретно на Geely, а универсальных.
Аналогичный спектр моторных масел, правда, без европейской спецификации, подходит и двигателям Vezel. Разве что для атмосферных моторов достаточно API SN, а в турбированном агрегате лучше использовать смазку с классом качества SP.
В трансмиссию гибрида Honda регламентирует заливать свою спецжидкость ATF DW-1. Но она имеется не только под брендом автопроизводителя. К тому же значится этот хондовский стандарт у многих универсальных продуктов.
Широк для Кулрея выбор масляных фильтров, среди которых все-таки стоит выбирать оригинальные.
То же посоветуем и в отношении «воздушка». От Geely его качество вызывает уважение. Тем более что от альтернативных продавцов фильтр можно приобрести дешевле, чем у дилера. Проблема только в том, что даже «расходники» на Coolray в наличии найдутся лишь в крупных торговых организациях. А в каком-нибудь провинциальном городке, где нет больших магазинов запчастей, придется заказывать и ждать, когда подвезут от оптового продавца. Как правило, от нескольких дней до двух-трех недель. Однако хуже невозможности купить «здесь и сейчас» то, что нельзя посмотреть качество изделия. И если по разным брендам еще можно прийти к какому-то выводу, исходя из их стоимости, то по «оригиналу» это сделать проблематично. А вдруг закажешь подделку!
Единственное исключение — воздушный фильтр на Coolray предлагается от Mann. Цена только подтверждает сказанное выше — он впятеро дороже самых бюджетных изделий.
Кстати, предоставляемый продавцам VIN вовсе не залог того, что деталь в каталогах найдут быстро и она подойдет. Торговцы советуют если и не приносить ее саму, то хотя бы делать снимок — «сверим с фото в каталоге и подберем». Это касается тех же воздушных фильтров, деталей подвески, колодок. По последним, к слову, также существует богатый выбор. Правда, в нем нет продукции известных своим качеством брендов из Японии и Старого Света.
Такая же ситуация и по стойкам стабилизатора.
По передним амортизаторам имеется неплохой набор. По задним — буквально три позиции, включая оригинальные детали. Но и в первом случае потребитель не найдет какие-то известные бренды с более-менее гарантированным качеством — KYB, Tokico, Monroe, CTR или Mando. Придется выбирать из марок, которые приобрели популярность в последние два года. А по их эксплуатации на данный момент нет какой-то широкой статистики.
По пружинам и вовсе предлагаются только оригинальные. Как вариант — подбор упругих элементов по внешним габаритам, жесткости и т. д. Долго, сложно, не факт, что можно гарантировать сколько-нибудь качественный результат. Так что вряд ли здесь что-то нужно выдумывать.
Несмотря на то что оригинальные свечи у дилера от NGK и, напомним, мотору подходят детали под брендом Volvo, мы не смогли найти ничего, кроме запчастей под лейблами Geely, Patron и Startvolt. Пожалуй, лучше останавливать выбор на первых.
Ремень ГРМ и вообще все составляющие привода также исключительно от Geely.
Светотехнику и «кузовщину» можно найти с альтернативных китайских производств. Либо бывшую в употреблении с машин после ДТП и потому в разном состоянии. Рукастые люди могут здорово сэкономить.
Но внешняя отделка Honda Vezel — из тех же источников.
Что же касается других комплектующих, то кроссовер Honda выглядит предпочтительнее. Запчасти первичной необходимости предлагаются в том числе от европейских производителей.
И даже по подвеске до сих пор присутствует альтернатива из недорогих китайских составляющих и японских KYB.
Впрочем, все купить сразу тоже получится далеко не всегда и не везде. В последние два года розничные торговцы предпочитают держать в наличии только недорогие запчасти-«расходники». А все то, что подороже — заказывать со склада оптовика.
Цены на запчасти, руб.
Наименование детали/автомобиль | Geely Coolray, цены в ДЦ | Geely Coolray, цены в магазинах | Honda Vezel (1,5 л, гибрид) |
Фильтр воздушный | 2117 | 300–1500 | 600–1800 |
Фильтр масляный | 1520 | 350–1700 | 280–1150 |
Масло моторное | 1265/1 л | 3000–7800/4 л | 3000–7800/4 л |
Масло трансмиссионное | 3622/1 л | 4100–10 000/4 л | 3650–11 000/4 л |
Свеча зажигания | 1561 | 760–1200 | 1200–2000 |
Катушка зажигания | 9346 | 1700–4950 | 2000–5000 |
Ремень привода ГРМ | 10 081 | 5600 | – |
Амортизаторы пер/зад | 19 527/14 691 | 3300–8300/2800–14 800 | 2800–11 100/2500–5000 |
Пружины пер/зад | 5581/3576 | 6100–6500/2900–3900 | 1400–2000/1400–2000 |
Рычаг передней подвески | 17 351 | 4000–8500 | 2000–4800 (в т. ч. б/у); шаровая опора – 1050–1900 |
Линк пер | 2887 | 480–3200 | 1250–1780 |
Колодки пер/зад | 12 298/6440 | 800–11 900 | 1400–4700/1400–6500 |
Капот | 102 788 | 10 200–33 350 (оригинал, б/у и альтернативные) | 44 300–72 000 (б/у) |
Бампер | 23 826 | 4600–15 000 (оригинал, б/у и альтернативные; в зависимости от комплектности) | 28 000–55 000 (б/у) |
Фара | 154 052 (LED), 28 180 (ДХО) | 9200–59 800 (оригинал, б/у и альтернативные; в зависимости от состояния) | 10 000–33 600 (б/у и альтернативные), 4500–6000 (ДХО) |
Крыло | 31 678 | 4000–38 200 (оригинал, б/у и альтернативные; в зависимости от состояния) | 10 200–30 000 (б/у) |
Решетка радиатора | 49 384 | 2200–13 800 (оригинал, б/у и альтернативные; в зависимости от состояния) | 15 000–34 300 (б/у) |
С точки зрения затратности эксплуатации между Coolray и Vezel (если отталкиваться от цен на маркетплейсах и в магазинах, а не у дилеров) — паритет. Но кузовной ремонт с новыми фарами/панелями будет не по классу дóрог. Экономия на каско впоследствии может обойтись в колоссальные суммы. Хотя и цены на другие запчасти из разряда типовых, но качественных и не в ДЦ представляются высокими. По сути, эти небольшие кроссоверы с позиции обслуживания и ремонта не дают никакой эксплуатационной экономии.