Очередная порция законодательных изменений, которые заработали летом 2024 года или могут вступить в силу в самое ближайшее время, окажет серьезное влияние на жизнь водителей. Знакомим вас с самыми важными нововведениями в очередном дайджесте Дрома.
Начиная с 1 июля 2024 года для управления квадроциклами и снегоходами достаточно иметь водительские права категории «В». Раньше по закону для управления подобной техникой требовалась или открытая категория «А1», или права тракториста-машиниста. Разумеется, такое правило соблюдали не все, из-за чего многие сталкивались с проблемами во время «покатушек» в отпуске или на даче. Причем проблемами серьезными — запросто можно было лишиться водительских прав! Еще 25 декабря 2023 года доступ водителей с открытыми категориями «В», «С» и «D» к квадроциклам и снегоходам упростили, разрешив им управлять арендованной техникой на основании заключенного договора и при прохождении инструктажа перед поездкой. Теперь же законодатели пошли еще дальше и позволили садиться за руль квадроциклов и снегоходов практически любому водителю.
Кстати, у такого решения есть еще один побочный эффект. Еще с 1 апреля 2024 года в России при замене водительского удостоверения категории «В» официально начали открывать категорию «В1» (управление транспортными средствами, которые не вписываются ни в категорию B/легковые автомобили, ни в категорию A/мотоциклы). Но делали это гаишники не всегда, так что пришлось даже вмешиваться главе ведомства Михаилу Черникову. Теперь же с 1 июля проблем и вовсе быть не должно, ведь если вы не собираетесь за границу, особой нужды в указании категории «В1» без ограничений и вовсе нет.
— В принципе, при открытой категории «В» можно управлять и «В1». Поэтому специально идти и менять водительское удостоверение не нужно, — пояснил Дрому ведущий редактор радио «Автодор», автоюрист Сергей Смирнов. — Если же такая необходимость имеется, то следует получить медсправку, чтобы там был допуск как к «В», так и к «В1». Специальную отметку АS (право управления трициклами и квадроциклами, оснащенными рулевым управлением и посадкой автомобильного типа) ставить не должны. То, что в ГИБДД продолжают эти отметки ставить, это их самодеятельность. В этом случае следует обратиться с письменным заявлением об исправлении ошибки. При этом госпошлину оплачивать не нужно.
С 1 июля 2024 года для российских и белорусских водителей заработает новый вид автомобильного страхования — «Синяя карта». Так будет называться полис, действующий на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, своеобразное совместное ОСАГО. Решение о принятии такого документа было утверждено в связи с выходом России и Беларуси из международной системы «Зеленая карта». Разумеется, старые договоры будут действовать до конца действия их срока, а вот новые придется заключать уже по новой схеме.
«Синяя карта», по сути, повторяет «Зеленую» в основных положениях. Единственные отличия касаются выплат. В случае наступления страхового случая они будут осуществляться в том государстве, где был заключен договор, и в местной валюте. Это — в теории. А на практике? Хотя на сайте РСА указан длинный список компаний, предлагающих такой вид страхования, в действительности далеко не все представители страховщиков понимают, о чем вообще речь. Более того, найти хоть какие-то тарифы на подобную услугу нам удалось только на одном (!) сайте. Причем оформить полис в электронном виде нельзя, нужно ехать в офис страховой компании и получать страховку по старинке — на официальном бланке.
— С момента отмены «Зеленой карты» прошло больше года. За это время из «Синей карты» можно было сделать «конфетку» с QR-кодом, электронным полисом и оформлением по номеру автомобиля, без всех этих миллионов данных. Но в РСА смогли только придумать очередной бланк, — пояснил Дрому ситуацию на рынке генеральный директор страхового агрегатора Prosto.Insure Артем Климов.
С учетом того, как выглядит реализация «Синей карты» на деле, судя по всему, самым выгодным вариантом для водителей, отправляющихся в Беларусь, останется приобретение полиса белорусских страховых компаний в киосках и на АЗС при пересечении границы. Все равно время тратить придется, а так это можно сделать по пути.
Другой блок летних изменений касается российского полиса автогражданки и регистрации ТС. В частности, Госдума, а затем и Совет Федерации одобрили изменения в Закон о безопасности дорожного движения, согласно которым полис ОСАГО исключается из числа документов, которые нужно обязательно предоставлять при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Также теперь по заявлению владельца можно будет прекратить учет угнанного транспортного средства, а при продаже автомобиля или мотоцикла снять его с учета сразу же, а не через десять дней, как сейчас.
Впрочем, расслабляться еще рано. Во-первых, эта норма пока не работает: в случае подписания документа президентом новые поправки вступят в силу лишь 1 марта 2025 года. Во-вторых, в вопросах ОСАГО помимо данного послабления власти подготовили также ужесточение. В частности, Минюст разработал поправки в КоАП, которые позволят штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер. Статью 12.37 КоАП предлагается дополнить примечанием, согласно которому владельца автомобиля без полиса «автогражданки» можно будет наказывать в автоматическом режиме не чаще одного раза в сутки. Таким образом, за месяц неплательщик сможет накопить штрафов на 25 000 рублей за один незастрахованный автомобиль. Новая инициатива может быть рассмотрена Госдумой уже в начале августа.
Отметим, что меру по оформлению штрафов за отсутствие ОСАГО в автоматическом режиме власти пытаются внедрить уже более шести лет! И ранее неоднократно заявляли, что главный камень преткновения — это именно отсутствие необходимых юридических поправок. Однако, как рассказал Дрому адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько, в действительности проблемы с внедрением инициативы возникают вовсе не из-за необходимой нормы, а из-за отсутствия эффективной системы обмена информацией о покупке полиса между страховщиками и ведомствами.
— Пока такой системы нет, нельзя исключать, что после оформления полиса автовладелец будет наказан за его отсутствие лишь по той причине, что информация о свежекупленном полисе просто еще не попала в базу, а автомобиль уже проехал под камерой, — рассказал автоюрист Дрому, назвав инициативу «сладкой пилюлей», которой водителей отвлекают от глобального кризиса системы ОСАГО.
Также эксперт отметил, что в законопроекте не сказано, что именно будет считаться сутками — календарный день или 24 часа — а сами штрафы с камер будут приходить только владельцу автомобиля, что в случае с полисом ОСАГО также может привести к злоупотреблениям.
— Камера не знает, кто сидит за рулем, а значит, и наказать за управление лицо, не вписанное в полис, не сможет. Следовательно, многие смогут «сэкономить» — оформить страховку лишь с одним допущенным к управлению водителем (чтобы не платить повышенную страховую премию за других водителей), и штраф в таком случае не придет», — пояснил Сергей Радько.
Добавим, что оформление новых поправок от Минюста может означать еще одну новость. Похоже, власти решили повременить с принятием абсолютно нового КоАП — такая мера ранее обсуждалась, и планировалось, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО войдут именно в новый кодекс. Раз этого не произошло, а были разработаны изменения в действующую редакцию, то, возможно, новый КоАП откладывается. Хотя подчеркнем — это лишь наши предположения.
Другое нововведение для автомобилистов касается кредитования. В конце июня 2024 года Банк России принял решение о повышении надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам с полной стоимостью кредита от 25% до 40% и впервые установил надбавки по автокредитам с показателем долговой нагрузки более 50%.
Переводя с официального на русский, это означает, что банки поднимут ставки по автокредитам (вероятнее всего, на 1,5–2%) и займы будут предоставлять менее охотно, в первую очередь тем, у кого и так высокая долговая нагрузка. А это значит, что и сами кредиты на автомобили подорожают. Ожидается, что процентные ставки на подержанные автомобили составят 22–27%, а на новые — 19–24%. Так что стремительный рост продаж автомобилей, зафиксированный в первом полугодии, может замедлиться — не секрет, что очень многие рассматривают покупку нового автомобиля именно в кредит, чему способствуют и скидки от производителей.
Нужно ли следить за здоровьем пожилых водителей тщательнее, чем обычно? Этим вопросом также задаются в Госдуме, и уже в июле на рассмотрение парламента был внесен законопроект, вносящий изменения в ст. 23 федерального закона «О безопасности дорожного движения». В нем предлагается обязать граждан, достигших 80 лет, повторно проходить дополнительное медицинское освидетельствование «для определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами».
Как считают авторы законопроекта, введение повторного медосвидетельствования позволит выявлять заболевания, влияющие на способность управлять автомобилем — например, деменцию и сердечно-сосудистые заболевания. Такая мера, по мнению авторов, поможет снизить риск ДТП. Добавим, что пока законопроект не принят, и это — не первая подобная инициатива. Так, в 2020 году в России уже была попытка обязать пожилых водителей проходить осмотр и предоставлять медсправку не раз в десять лет, а в два раза чаще. Однако МВД выступило против данной инициативы.
Скрывать автомобильные номера с помощью специальных рамок и других устройств, напоминающих приспособления из фильмов про шпионов, запрещено и сейчас. За это в соответствии с п. 2 ст. 12.2 предусмотрен штраф 5000 рублей или лишение прав на срок один–три месяца. Однако, судя по всему, такая мера не останавливает любителей пользоваться подобными средствами. Поэтому еще в мае МВД разработало поправки, которые выделяют данное правонарушение в отдельную статью и вводят куда более серьезную санкцию — безальтернативное лишение водительских прав сроком на один–полтора года с конфискацией данных устройств. Такое же наказание будет грозить при повторном нарушении. В начале июля комитет Госдумы по госстроительству одобрил данный законопроект, поэтому весьма вероятно, что его примут в самое ближайшее время.
Наконец, говоря о летних изменениях, нельзя не вспомнить еще об одной инициативе — региональной, но весьма важной. Речь об изменении стоимости парковки и расширении зоны платной стоянки в Москве. Так, уже с 1 июля 2024 года на 31 улице в центре столицы стоимость часа парковки выросла с 450 до 600 рублей за час. Помимо них на ряде улиц в районах между ТТК и Садовым кольцом час парковки в дневное время подорожал до 450 рублей. Также увеличилась стоимость стоянки и на окраинах — в северо-западных, западных, юго-восточных и восточных районах столицы — с 60 до 80 рублей за час. А еще на платный тариф 40 рублей за час перевели ряд улиц, где до этого можно было парковаться бесплатно. Как объясняют сами московские власти, мера была, конечно же, принята по просьбам местных жителей и согласована с муниципальными депутатами.
Таким образом, весенне-летний период оказался действительно богатым на различные нововведения, затрагивающие водителей. Пожалуй, самой позитивной новостью из них можно считать возможность садиться за руль квадроциклов и снегоходов с открытой категорией «В». Об остальных инициативах высказаться в столь положительном ключе, увы, не получается.