г. Абакан, ул. П. Коммунаров, 151а
Эл.почта: 19auto@mail.ru

В марте 2022 года в России изменились правила получения медицинской справки по форме № 003-В/у — то есть того самого документа, который необходим водителям и кандидатам в водители для получения или обмена водительского удостоверения. Мы уже рассказывали, что в свое время новый порядок наделал шума из-за того, что к водителям стали предъявлять более строгие требования. Потом Дром выяснил, что в действительности изменения не коснулись большей части водителей, а затрагивали только тех, кто возвращал свое в/у после лишения за езду в нетрезвом виде. По крайней мере, в теории все выглядело так. А на практике? На дворе 2024 год, а мне как раз понадобилось заменить водительское из-за истечения срока действия. Так что поделюсь личным опытом и расскажу, как на практике выглядит процедура получения медсправки сейчас.

Лайфхаки и записи

Для начала раскроем небольшой секрет: если вы собираетесь ездить только по территории РФ, менять в/у из-за истечения срока действия прямо сейчас необязательно. Дело в том, что решением правительства права, срок действия которых заканчивается с 1 января 2022 по 31 декабря 2025 года, продлили еще на три года. Но подчеркнем, ездить с «просроченными» правами можно только на территории РФ. А поскольку я собираюсь за границу, водительское придется менять. Причем абсолютно не важно, о какой стране мы говорим. Даже в ближайших к нам Белоруссии и Казахстане такие наши водительские уже не прокатят.

Поэтому для начала записываемся на водительскую медкомиссию. Пройти ее можно как в районной поликлинике, так и в частной медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию. Я, как и подавляющее большинство водителей, выбираю второй вариант, потому что он быстрее и удобнее. Напоминаю, что в обязательном порядке водителю нужно пройти следующих врачей:

  • Терапевт.
  • Офтальмолог.
  • Психиатр.
  • Психиатр-нарколог.
  • Невролог (обязателен для категорий C, D, CE, DE, Tm, Tb и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E, а также по направлению терапевта — см. ниже).
  • Отоларинголог (обязателен для категорий C, D, CE, DE, Tm, Tb и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E).

Поскольку у меня обычные права категории «В», то мне нужен лишь терапевт, офтальмолог, психиатр и психиатр-нарколог. Помню, что два года назад вроде бы разрешили не ездить по диспансерам, если ты не состоишь на учете. Однако звонок в первую же клинику бьет наповал. «Вам сначала нужно приехать к нам, взять справку, поехать в диспансеры поставить печати и только потом вновь приехать к нам и пройти двух врачей — офтальмолога и психиатра», — сообщает женский голос на другом конце трубки. Вот так сюрприз! Оказывается, диспансеры не только не отменили, но еще и поменяли порядок их посещения. Раньше ты сначала проходил врачей, а потом ездил по диспансерам, а теперь наоборот. Делать нечего! Поэтому, чтобы сэкономить время, ищу клинику поближе к дому.

Это оказалось не так-то и просто сделать! В интернете полно организаций, которые предлагают услуги прохождения водительской медкомиссии с длинным списком медучреждений. Однако на практике оказывается, что далеко не во всех можно пройти такую медкомиссию. К примеру, в одной организации вместо клиники возле метро «Беломорская» мне предложили съездить в Подмосковье, в Химки. В другой — и вовсе отправили на другой конец Москвы, в Марьино. С горем пополам я все же нашел клинику в том же административном округе, где живу. Приехал туда, отстоял в регистратуру, оплатил в кассу 1500 рублей, после чего проследовал в кабинет, где еще минут через 15 мне выдали тот самый бланк № 003-В/у с официальной печатью медорганизации. Также меня настоятельно попросили взять из диспансеров справки, что я у них действительно был. Ни в одном официальном документе, посвященном прохождению водительской медкомиссии, ни о каких дополнительных справках не говорится. Но как мне объяснили в клинике, это просьба и рекомендация с их стороны. Якобы ГАИ иногда связывается именно с клиникой и просит подтверждение, что водитель действительно посетил диспансеры. Поскольку мне была нужна справка, и побыстрее, я решил не спорить, а просто поехал в нужные мне медучреждения. И для начала заглянул в психоневрологический диспансер.

«Психи» и диспансеры

— Фамилия и имя!
— Исаев Тимофей.
— Сколько вам лет?
— 38.
— Женаты?
— Женат.
— Кем работаете, что делаете?
— Журналист, тексты пишу.
— Курите?
— Нет, не курю… Простите, что спрашиваю, а это как-то влияет на психоневрологическое состояние человека? Болен он или нет?
— Напрямую!

Человек в белом халате был максимально серьезен и не намеревался шутить. В его компетентности я не сомневаюсь — врач-психиатр он, а не я. Да и через семь минут мне поставили нужную печать на справке. Но способ проведения исследования все равно несколько удивляет такого непосвященного человека, как я. Насладиться всей этой процедурой можно в психоневрологическом диспансере по месту жительства за 1000 рублей. Формально речь идет о медицинском обследовании, поэтому для его прохождения приходится подписывать целую стопку бумаг.

Потратив в совокупности не меньше 40 минут на получение первой печати, а также получив бесплатно и без каких-то дополнительных просьб справку о визите в медорганизацию, отправляюсь в следующую точку — наркологический диспансер, также по месту регистрации. Процедура там была похожа на предыдущую: заполнение бумаг, подписи, оплата в кассу и визит к наркологу. Стоимость обследования составила уже 1100 рублей. Кроме того, за 150 рублей мне предложили дополнительно оформить справку нарколога об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством. Казалось бы, что же тогда подтверждает печать нарколога на основном документе по форме № 003-В/у? Но поскольку о такой справке просили в основной клинике, а цена совсем не велика, беру ее тоже и отправляюсь в кабинет к врачу. Первым делом нарколог просит предъявить действующее водительское удостоверение, таким образом проверяя, что я не лишен прав. Затем идет список стандартных вопросов о семейном положении, работе-образовании, просьба перемножить 7 на 6, вопросы об употреблении алкоголя и наркотиков и требование показать вены на руках. После пяти минут вполне стандартной проверки и расслабленного разговора получаю заветную печать и подписанную дополнительную справку. Всего на наркологический диспансер ушло около получаса с учетом очередей, заполнения документов и т. д.

Добавлю, что не для всех водителей прохождение нарколога получится столь же легким и беспроблемным. В частности, если автомобилист будет возвращать свое в/у после «лишенческой» статьи или у водителя-профессионала во время предрейсового осмотра выявят в крови алкоголь или наркотики, нужно будет сдать анализ мочи. Также на анализ могут отправить и обычного водителя, если обнаружатся сразу три признака из следующего перечня:

  • Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушениями общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.
  • Заторможенность, сонливость или возбуждение.
  • Эмоциональная неустойчивость.
  • Ускорение или замедление темпа мышления.
  • Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.
  • Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.
  • Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.
  • Учащение или замедление дыхания.
  • Тахикардия или брадикардия.
  • Сужение или расширение зрачков.
  • Вялая реакция зрачков на свет.
  • Двигательное возбуждение или заторможенность.
  • Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.
  • Неустойчивость в позе Ромберга.
  • Ошибки при выполнении координационных проб.
  • Тремор век и (или) языка, рук.
  • Нарушение речи в виде дизартрии.
  • Признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.

Также напомним, что какой-либо процедуры обжалования решения нарколога о направлении водителя на дополнительный анализ не существует. К счастью, меня сия чаша миновала. После наркодиспансера вновь отправился в клинику, где нужно было пройти двух врачей — сначала окулиста, а затем — терапевта. Осмотр у обоих оказался вполне настоящим, а не формальным. Зрение проверяли различными способами, так что просто выучить привычные «ШБМНК» таблицы Сивцева — не вариант. У терапевта и вовсе провели полноценный осмотр, по результатам которого даже посоветовали повнимательнее следить за своим давлением. В целом через час нахождения в клинике мне наконец-то выдали заветную справку № 003-В/у со всеми печатями.

Итого на получение документа ушла ровно половина выходного дня. Далее мне предстояло записаться в ГИБДД через «Госуслуги», оплатить пошлину за выдачу нового в/у 2000 рублей, приехать в выбранное время в нужное отделение, передать необходимые документы в окно (паспорт + справка + действующее в/у), сфотографироваться и, наконец, расписаться и забрать новое водительское.

Вся процедура обмена в/у делалась в два захода, поэтому пришлось потратить два дня, а по деньгам она обошлась в 1500 + 1000 + 1100 + 150 + 2000 = 5750 рублей. Не так уж и мало за обычную замену! Даже если вычеркнуть 150 рублей, которые я потратил на дополнительную справку скорее для собственной уверенности. Радует, что хотя бы сами медицинские осмотры за эти деньги оказались более-менее нормальными. Хотя открытым остается вопрос, влияет ли вообще такая процедура на безопасность дорожного движения, и если да, то как?!

А бывает по-другому?

Бывает, еще как. Один из моих друзей поделился аналогичным личным опытом замены водительского удостоверения. Он проходил медкомиссию аккурат в то же время, что и я, также в Москве, но в другом административном округе. По его словам, ему удалось сначала пройти врачей, и только потом поехать за печатями в диспансеры. Как рассказал мне товарищ, медосмотр был абсолютной профанацией — никто толком ничего не смотрел и лишь задали пару дежурных вопросов: что у врачей, что в диспансере. То есть даже сложность получения медсправки у двух человек может отличаться.

Но бывают еще и другие нюансы. Предположим, вы зарегистрированы в одном регионе, а живете фактически в другом. Обменять свое водительское удостоверение с истекающим сроком годности на новое можно в любом ГИБДД — закон это допускает. Но как быть с медсправкой и диспансерами? К сожалению, в этом случае ситуация для водителя сильно усложняется и ему приходится выбирать из нескольких вариантов. Первый — это съездить домой по месту регистрации и получить медсправку со штампами из диспансеров там. Однако этот вариант может быть очень накладным как с финансовой точки зрения, так и в плане времени. Второй вариант — обратиться в местный психоневрологический и наркологический диспансер, однако этот способ потребует подготовки. «Если вы находитесь далеко от официального места жительства, вам нужно зарегистрироваться по месту пребывания, и через полгода у вас появится возможность обратиться по месту своей регистрации — пусть даже временной — чтобы получить у соответствующего специалиста справку и отметку, что вы не находитесь на учете», — пояснил Дрому автоюрист Лев Воропаев. Еще один вариант — выдать доверенность тому, кто зарегистрирован в регионе вашей прописки, чтобы он получил в диспансерах справку о том, что вы не состоите на учете. С этой справкой уже можно будет обратиться в государственное или коммерческое медучреждение с наркологом и психиатром, которые поставят соответствующие отметки на справке по форме 003 В/у.

Какие еще проблемы могут возникнуть из-за медицинской справки при обмене водительского удостоверения? Например, в некоторых отделениях водители могут столкнуться с тем, что ГИБДД не принимает справки, выданные в других регионах. Хотя вообще-то такие действия противоречат законодательству. «Действующий приказ МВД РФ № 80 прямо указывает, что достаточно лишь просто представить соответствующую медицинскую справку — неважно, из какого медицинского учреждения, — пояснил Дрому автоюрист Лев Воропаев. — А в соответствии с приказом Минздрава № 1092н, главное, чтобы это медицинское учреждение имело соответствующую лицензию на проведение таких медицинских обследований. Поэтому если сотрудники госавтоинспекции отказываются принимать медицинскую справку из другого региона, это очевидно является незаконным», — добавил эксперт.

Так что, как мы видим, процедура медосвидетельствования и обмена водительских прав остается еще очень далекой от совершенства. А с учетом общей стоимости более 5500 рублей — еще и не самой дешевой. Радует лишь то, что законопослушным водителям проходить ее нужно лишь один раз в десять лет.

Рассказать друзьям:
Будьте в курсе событий!
Получайте своевременно информацию о скидках и акциях компании, читайте свежие новости из мира автомобилей