г. Абакан, ул. П. Коммунаров, 151а
Эл.почта: 19auto@mail.ru

Во втором квартале 2024 года рынок новых легковых автомобилей в России вырос на 17% по сравнению с первым. При этом доля автомобилей всех марок, ввезенных из Китая начала падать — такого не было последние два года. Если с января по март она составила 52%, то с апреля по июнь сползла ниже половины — до 49,6%. Что касается доли автомобилей китайских марок — как выпущенных на российских заводах, так и импортированных, по сравнению с I кварталом она несущественно снизилась — до 57,6%, при этом доля Лады выросла на символические 2%. Впрочем, добирать рыночную долю АВТОВАЗ будет отнюдь не только «Жигулями»: свой вклад в тольяттинскую копилку уже начали вносить Chery Tiggo 7 Pro, выпускаемые на бывшем заводе Nissan: в июне продан 441 экземпляр.

Для начала вставим наши «пять копеек» в слухи и сплетни о запуске двух автомобильных заводов, находящихся в простое, и начнем с «Автозавода АГР», принадлежавшего некогда Hyundai. На статическом запуске GS3 в начале июня мы встретили генерального директора АГР Алексея Калицева, который прежде трудился в представительстве Hyundai. Примечательно, что бейдж, выданный ему, был красного цвета — такой же, как и у немногочисленной группы высокопоставленных китайцев из GAC. При этом у прочих посетителей бейджи были другого цвета — у журналистов синие, у дилеров — черные и т.д. В свете слухов о попытках АГР заключить договор с GAC на сборку моделей в Санкт-Петербурге, сей факт, как говорится, наводит на мысли. Мы задали Алексею два вопроса. Есть ли ясность по перспективам сборки бывших моделей Hyundai, которые выпускают сейчас в основном из оставшихся «с корейских времен» комплектующих. И стоит ли ждать моделей других марок на конвейере «Автозавода АГР». На второй вопрос ответ был таким: да, стоит, в ближайший месяц-два будут новости. Что ж, месяц уже прошел — ждем. Вероятно, объявят именно о сборке GAC. Что касается моделей Hyundai, по состоянию на начало июня, когда состоялся наш разговор, ясности по продолжению их выпуска после иссякания запасов комплектующих не было: Алексей признался, что возможны оба варианта — как продолжение сборки, так и ее остановка.

Интересно, что за прошедший месяц до московских дилеров так и не доехали машины с фирменным шильдиком Solaris, хотя в своем телеграм-канале Solaris публиковал фото машин с новой эмблемой. В начале июля мы все еще видели седаны HS (бывший Hyundai Solaris) в московских автосалонах без эмблем, а вот образцов с новой эмблемой не наблюдали. Что касается продаж марки Solaris: в целом во втором квартале реализовано 3,5 тысячи машин, из которых львиная доля — 3106 шт. пришлась на HS. Еще 176 покупателей выбрали KRX (бывшая Kia Rio X), 155 — KRS (бывшая Kia Rio) и 130 — HC (бывшая Creta)

Информация о запуске с 1 августа бывшего завода VW, принадлежащего все тому же АГР, чудесным образом совпадает с собственной информацией редакции Дрома. Еще в феврале мы писали, что Минпромторг грозился передать предприятие другому собственнику, если не будет возобновлена сборка. Наши источники называли в числе прочих и имя Виктора Вексельберга. Весной, еще при Мантурове, Минпромторг сделал очередное «последнее предупреждение», поставив крайний срок перезапуска — как раз 1 августа. Видимо, именно эту дату и выбрали для перезапуска завода: начальник профсоюза сообщил, что должно быть задействовано около 500 человек. Какие модели там будут собирать, по-прежнему не ясно. Скажем больше: совсем не факт, что это будут автомобили…

На многострадальном «Автоторе», который до сих пор не отчитался перед акционерами о деятельности за 2023 год (раньше таких задержек никогда не было), теперь планируют выпускать кроссоверы SWM по полном циклу — со сваркой и окраской. Дело пока еще на самой ранней стадии: в Shineray Group даже не начали проработку плана инвестирования в капитал дистрибьютора «Восток Ветер Рус», который входит в структуру «Автотора». Однако цель ясна: требуется «создать основу для повышения конкурентоспособности автомобилей SWM на российском рынке». Проще говоря, в Калининграде пытаются изыскать любые возможности по снижению цены, ибо сейчас вся линейка китайской продукции, выпускаемой на заводе, просто-напросто выпадает из конкурентной среды. Если смотреть конкретно на SWM, то во втором квартале продано только 445 машин. С одной стороны, по сравнению с I кварталом (182 шт.) имеем существенней рост, с другой — абсолютные цифры никак не бьются с необходимыми объемами по загрузке завода. Что касается сборки по полному циклу — планируется организовать мощности по выпуску 40 000 машин в год. К слову, только 14 машин, вставших на учет в первые шесть месяцев, были изготовлены в нынешнем году. Неужели выпуск SWM замер?
Небольшой рост есть и у Kaiyi. Продажи здесь куда как более масштабные, чем у SWM, хотя на фоне всего рынка практически не видны: в I квартале реализована 1631 машина, во втором — 2044, из них только 286 изготовлены в нынешнем году. Первенство по-прежнему удерживает седан Е5, на который пришлось три четверти сбыта
Лидером в китайской тройке из Калининграда остается бренд Baic — 3248 шт. во II квартале. Здесь большая часть сбыта приходится на седан U5 Plus (2261 шт.). Остальное размазано по широкой номенклатуре моделей, где выделяется субкомпактный кроссовер Х35 с результатом 570 машин за II квартал. Слабее прочих продается внедорожник BJ40 (66 шт.). Выпуск автомобилей этой марки тоже, очевидно, замедлился: только 234 машины из вставших на учет с апреля по июнь изготовлены в 2024 году

Короче говоря, менеджменту «Автотора» есть над чем призадуматься, ибо выхода на «промышленные» объемы продаж пока не предвидится. Первую «сваренную» SWM обещают в этом году — посмотрим на цены. Если заводу удастся опуститься на ценовой уровень АВТОВАЗа, это станет залогом для резкого набора продаж.

А что же наши «дорогие Москвичи»? Изучая продажи марки за первое полугодие, мы наткнулись на интересный факт: на учет встали только девять электрических «Москвича-3е» 2024 года выпуска: неужели эту версию сняли с производства, едва успев засчитать ей баллы локализации за сварку и окраску кузова? Мы обратились в пресс-службу, которая после некоторого размышления решила воздержаться от комментария по этому вопросу. С момента перехода завода под крыло московской мэрии такое случилось с нашим запросом впервые. Подождем данных за третий квартал…

Подробно о сбыте «Москвича-3е» мы расскажем в нашей отдельной заметке по сегменту электромобилей, а пока — о продажах «Москвичей» с ДВС. Мы много раз освещали ситуацию у дилеров в связи с резким падением цен на «Москвичи-3» (менеджменту «Автотора» стоит обратить внимание, что это было достигнуто еще до перехода на сварку). В марте это действительно дало эффект: на учет встали 2292 «Москвича-3», однако уже в апреле наступил спад — 1800 шт. В мае сбыт сократился до 1336 машин, а в июне — до 817! Это худший результат за все первое полугодие! В свою очередь, сбыт лифтбеков М-6, как мы и прогнозировали еще на заре запуска этой машины, остается на крайне низком уровне: 546 машин во втором квартале, из которых половина пришлось на юрлиц, точнее, судя по всему, на таксистов. В целом вся марка продала в апреле 2103 машины, в мае — 1641, в июне — 1041. То есть, если лидирующие бренды (и даже АВТОВАЗ) растут вслед за рынком, «Москвич» в противоходе ко всему этому делу падает. Откровенно скажем: дело пахнет керосином. Руководству завода, а заодно и руководству Дептранса правительства Москвы есть над чем подумать… Однако добавим оптимизма: вполне может быть, речь идет о дефиците автомобилей, собранных «отверточным методом», в связи с переходом на сварку, и после того как «Москвичи-3» со сваренными и окрашенными в Москве кузовами начнут наполнять дилерскую сеть, сбыт пойдет в гору. В конце концов «Москвич» уже обошел и Toyota, и Kia, и Hyundai

Перед тем как перейти к группе брендов, которые делают погоду, отметим несколько фактов. К примеру — обрушение Lixiang, связанное, очевидно, с февральским запретом параллельного импорта гибридных и электрических «китайцев». Складские запасы машин, сформированные до 1 февраля, потихоньку иссякают: если в I квартале Лисяны разошлись тиражом более чем в 8 тысяч машин, то сбыт во II квартале — вдвое меньше (4315 шт.). В I квартале Lixiang стал восьмой маркой рынка, а во втором вылетел из «десятки». Вместе с тем практически не набрал покупателей во втором квартале GAC: 3710 машин против 3357 в первом. Однако даже и с таким результатом он обошел Toyota — последний оплот параллельного импорта. Эта японская марка под давлением как мер с российской стороны, так и санкций японского правительства неудержимо падает: 3374 машины с апреля по июнь против 5216 с января по март.

И еще один момент: постепенно теряет позиции Exeed — его начинают съедать собственные «родственники» по концерну: если в I квартале Omoda шла с ним ноздря в ноздрю, то теперь она продается лучше на треть. Во многом это объясняется тем, что во II квартале Exeed вырос только на 9%, то есть слабее всего рынка, в то время как догоняющие растут быстрее. В то же время бизнес-модель бренда пока явно не трещит по швам, ибо у Эксида, вероятно, лучшая маржинальность на рынке из официально представленных моделей. Если смотреть на продажи в штуках, Exeed теряет позиции в «турнирной таблице продаж»: с шестого места ее уже сдвинула Омода. В III квартале Эксид уступит место еще как минимум двум брендам — недавно запущенному Belgee, под которым продаются бывшие поколения моделей Geely, и бренду Jetour, который во II квартале почти удвоил сбыт относительно I квартала в том числе и за счет среднеразмерного кроссовера Т2. К слову, и в Китае Jetour показывает большущие проценты роста.

В лидирующей группе единственным значимым изменением стал старт полноценной работы дилеров Belgee, правда, пока, по словам продавцов, изрядная часть покупателей X50 просят поменять им шильдик Belgee на «родной», то есть на Geely. Нет сомнений, что Belgee продолжит рост, тем более что помимо запущенного с полугодовым опозданием X70 (перелицованный Geely Atlas Pro) вскоре прибавятся и другие модели. Во многом из-за развертывания сбыта Belgee Geely стал единственным крупным брендом, потерявшим в продажах во втором квартале: по мере иссякания запасов дорестайлингового Кулрея, совокупные продажи обновленной версии и дорестайла падают. На четверть сократился и сбыт Monjaro: 10 168 машин во II квартале против 13 654 в I квартале. Здесь объяснение другое: прежде в статистику попадали и образцы, завезенные еще до 3 октября 2023 года, то есть до того времени, пока по китайцам не прикрыли параллельный импорт.

Удивительно, но по сравнению с I кварталом практически не прибавил Atlas третьего поколения. О седане Emgrand мы поговорим в отдельной заметке про трехобъемники, однако у него тоже практически нет прибавки. Не распробовал широкий покупатель пока и Okavango (1709 экземпляров во II квартале), впрочем, и сама машина тянет скорее на нишевую, а не массовую

Компактный кроссовер Haval Н3 не успел внести свой вклад в копилку продаж II квартала (463 машины в июне), однако бренд в целом вырос почти вровень с рынком и продолжает уверенно занимать второе место в общем зачете вслед за постоянно спасаемой правительством Ладой. Упрочил свое дилерство Jolion, едва не достигнув отметки в 20 тысяч машин в квартал, прибавил десятую часть и ветеранский М6, однако этого хватило, чтобы обойти пару F7/F7x, которую в этом году ожидает смена поколений, в том числе и на российском рынке. Dargo вырос более чем на треть: пускай он уступает по популярности всем моделям бренда, однако остается самой желанной машиной у дилеров — на ней продавцы зарабатывают больше, чем на других. Впрочем, это не все, что мы хотели сказать про Haval. Нам стали известны некоторые перспективные планы компании в России — следите за нашей лентой новостей. Это будет, как сейчас модно говорить, «бомбическая» информация — такой не было давно. Нет, не «бомбическая» — «супербомбическая».

Во многом за счет самых гибких на рынке скидочных программ Chery удалось прибавить треть к своим и без того приличным объемам. Лидирующая тройка здесь все та же — Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX, Tiggo 4 Pro, Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX. Все перечисленные модели прибавили, но резко сбыт взлетел только на «четверку»: по сравнению с I кварталом модель прибавила огромные 56%, во многом и обеспечив сильный рост всего бренда
Changan уверенно и с большим отрывом от преследователей занимает пятое место на рынке, что во многом объясняется самой широкой и разнообразной модельной линейкой. Среди прочих выделяются: субкомпактный кроссовер CS35 Plus (5558 шт.), компактный CS 55 Plus (9386 шт.), среднеразмерный UNI-K (4046 шт.)

Лада с ростом продаж во II квартале в 28% набирает обороты быстрее, чем рынок, впрочем, это связано как со снижением возможностей параллельного импорта, так и с ужесточением утилизационного сбора, что как раз более всего сказалось во II квартале и будет сказываться дальше. Вместе с тем рыночная доля марки пока остается относительно невысокой — 29,9% во II квартале и 28,8% по итогам всего первого полугодия.

По отдельным сегментам рынка — трехобъемным легковушкам, электромобилям, «маленьким китайцам» мы традиционно сделаем несколько дополнительных заметок, а все помодельные раскладки у ведущих брендов прикладываем ниже.

Топ-20 брендов в 2 квартале 2024 года*
  Марка 2 кв. 2024 1 кв. 2024 1-6 мес. 2024
1 Lada 116 534 90 870 207 404
2 Haval 43 811 37 639 81 450
3 Chery 39 464 31 893 71 357
4 Geely 32 838 36 264 69 102
5 Changan 28 486 20 216 48 702
6 Omoda 14 703 10 423 25 126
7 Exeed 11 836 10 843 22 679
8 Belgee 9849 4260 14 109
9 Jetour 9392 5081 14 473
10 Tank 6834 6312 13 146
11 Jaecoo 6813 4019 10 832
12 Moskvich 4785 4893 9678
13 Lixiang 4315 8049 12 364
14 Solaris 3567 174 3741
15 Toyota 3374 5216 8590
16 Kia 3132 5157 8289
17 BMW 2891 2914 5805
18 Hyundai 2637 3855 6492
19 Voyah 1977 1488 3465
20 FAW 1876 585 2461

* Здесь и далее — данные постановок на учёт в ГИБДД

Lada

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
Granta 42 015 53 973 95 988
Niva Travel 12 606 12 762 25 368
Vesta 23 700 38 492 62 192
Niva 4x4 12 247 11 225 23 472

Chery

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
Tiggo 4 Pro 8 591 13 416 22 007
Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX 14 679 16 536 31 215
Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX 4774 6085 10 859

Haval

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
Jolion 15 570 19 449 35 019
M6 8030 8989 17 019
F7/F7x 8729 8470 17 199
Dargo 4634 6114 10 748
Н3  –  574 574

Geely

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
Coolray 8142 5534 13 676
Monjaro 13 654 10 168 23 822
Atlas Pro 3592 5358 8950
Atlas (3 поколения) 2585 2611 5196
Tugella 4022 3982 8004
Emgrand 2984 3210 6194

Changan

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
Alsvin 1618 1951 3569
CS35 Plus 3781 5558 9339
CS55 Plus 6726 9386 16 112
UNI-K 4072 4046 8118

Jaecoo

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
J7 4019 5037 9056
J8 10 1776 1786

Jetour

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
T2 534 2802 3336
Dashing 3182 3927 7109
X70 Plus 811 1660 2471
X90 Plus 506 899 1405

Omoda

Модель 1 кв. 2024 2 кв. 2024 1-6 мес. 2024
C5 8772 10 568 19 340
S5 1651 4134 5785
Рассказать друзьям:
Будьте в курсе событий!
Получайте своевременно информацию о скидках и акциях компании, читайте свежие новости из мира автомобилей