Для начала вставим наши «пять копеек» в слухи и сплетни о запуске двух автомобильных заводов, находящихся в простое, и начнем с «Автозавода АГР», принадлежавшего некогда Hyundai. На статическом запуске GS3 в начале июня мы встретили генерального директора АГР Алексея Калицева, который прежде трудился в представительстве Hyundai. Примечательно, что бейдж, выданный ему, был красного цвета — такой же, как и у немногочисленной группы высокопоставленных китайцев из GAC. При этом у прочих посетителей бейджи были другого цвета — у журналистов синие, у дилеров — черные и т.д. В свете слухов о попытках АГР заключить договор с GAC на сборку моделей в Санкт-Петербурге, сей факт, как говорится, наводит на мысли. Мы задали Алексею два вопроса. Есть ли ясность по перспективам сборки бывших моделей Hyundai, которые выпускают сейчас в основном из оставшихся «с корейских времен» комплектующих. И стоит ли ждать моделей других марок на конвейере «Автозавода АГР». На второй вопрос ответ был таким: да, стоит, в ближайший месяц-два будут новости. Что ж, месяц уже прошел — ждем. Вероятно, объявят именно о сборке GAC. Что касается моделей Hyundai, по состоянию на начало июня, когда состоялся наш разговор, ясности по продолжению их выпуска после иссякания запасов комплектующих не было: Алексей признался, что возможны оба варианта — как продолжение сборки, так и ее остановка.
Информация о запуске с 1 августа бывшего завода VW, принадлежащего все тому же АГР, чудесным образом совпадает с собственной информацией редакции Дрома. Еще в феврале мы писали, что Минпромторг грозился передать предприятие другому собственнику, если не будет возобновлена сборка. Наши источники называли в числе прочих и имя Виктора Вексельберга. Весной, еще при Мантурове, Минпромторг сделал очередное «последнее предупреждение», поставив крайний срок перезапуска — как раз 1 августа. Видимо, именно эту дату и выбрали для перезапуска завода: начальник профсоюза сообщил, что должно быть задействовано около 500 человек. Какие модели там будут собирать, по-прежнему не ясно. Скажем больше: совсем не факт, что это будут автомобили…
Короче говоря, менеджменту «Автотора» есть над чем призадуматься, ибо выхода на «промышленные» объемы продаж пока не предвидится. Первую «сваренную» SWM обещают в этом году — посмотрим на цены. Если заводу удастся опуститься на ценовой уровень АВТОВАЗа, это станет залогом для резкого набора продаж.
А что же наши «дорогие Москвичи»? Изучая продажи марки за первое полугодие, мы наткнулись на интересный факт: на учет встали только девять электрических «Москвича-3е» 2024 года выпуска: неужели эту версию сняли с производства, едва успев засчитать ей баллы локализации за сварку и окраску кузова? Мы обратились в пресс-службу, которая после некоторого размышления решила воздержаться от комментария по этому вопросу. С момента перехода завода под крыло московской мэрии такое случилось с нашим запросом впервые. Подождем данных за третий квартал…
Перед тем как перейти к группе брендов, которые делают погоду, отметим несколько фактов. К примеру — обрушение Lixiang, связанное, очевидно, с февральским запретом параллельного импорта гибридных и электрических «китайцев». Складские запасы машин, сформированные до 1 февраля, потихоньку иссякают: если в I квартале Лисяны разошлись тиражом более чем в 8 тысяч машин, то сбыт во II квартале — вдвое меньше (4315 шт.). В I квартале Lixiang стал восьмой маркой рынка, а во втором вылетел из «десятки». Вместе с тем практически не набрал покупателей во втором квартале GAC: 3710 машин против 3357 в первом. Однако даже и с таким результатом он обошел Toyota — последний оплот параллельного импорта. Эта японская марка под давлением как мер с российской стороны, так и санкций японского правительства неудержимо падает: 3374 машины с апреля по июнь против 5216 с января по март.
И еще один момент: постепенно теряет позиции Exeed — его начинают съедать собственные «родственники» по концерну: если в I квартале Omoda шла с ним ноздря в ноздрю, то теперь она продается лучше на треть. Во многом это объясняется тем, что во II квартале Exeed вырос только на 9%, то есть слабее всего рынка, в то время как догоняющие растут быстрее. В то же время бизнес-модель бренда пока явно не трещит по швам, ибо у Эксида, вероятно, лучшая маржинальность на рынке из официально представленных моделей. Если смотреть на продажи в штуках, Exeed теряет позиции в «турнирной таблице продаж»: с шестого места ее уже сдвинула Омода. В III квартале Эксид уступит место еще как минимум двум брендам — недавно запущенному Belgee, под которым продаются бывшие поколения моделей Geely, и бренду Jetour, который во II квартале почти удвоил сбыт относительно I квартала в том числе и за счет среднеразмерного кроссовера Т2. К слову, и в Китае Jetour показывает большущие проценты роста.
В лидирующей группе единственным значимым изменением стал старт полноценной работы дилеров Belgee, правда, пока, по словам продавцов, изрядная часть покупателей X50 просят поменять им шильдик Belgee на «родной», то есть на Geely. Нет сомнений, что Belgee продолжит рост, тем более что помимо запущенного с полугодовым опозданием X70 (перелицованный Geely Atlas Pro) вскоре прибавятся и другие модели. Во многом из-за развертывания сбыта Belgee Geely стал единственным крупным брендом, потерявшим в продажах во втором квартале: по мере иссякания запасов дорестайлингового Кулрея, совокупные продажи обновленной версии и дорестайла падают. На четверть сократился и сбыт Monjaro: 10 168 машин во II квартале против 13 654 в I квартале. Здесь объяснение другое: прежде в статистику попадали и образцы, завезенные еще до 3 октября 2023 года, то есть до того времени, пока по китайцам не прикрыли параллельный импорт.
Компактный кроссовер Haval Н3 не успел внести свой вклад в копилку продаж II квартала (463 машины в июне), однако бренд в целом вырос почти вровень с рынком и продолжает уверенно занимать второе место в общем зачете вслед за постоянно спасаемой правительством Ладой. Упрочил свое дилерство Jolion, едва не достигнув отметки в 20 тысяч машин в квартал, прибавил десятую часть и ветеранский М6, однако этого хватило, чтобы обойти пару F7/F7x, которую в этом году ожидает смена поколений, в том числе и на российском рынке. Dargo вырос более чем на треть: пускай он уступает по популярности всем моделям бренда, однако остается самой желанной машиной у дилеров — на ней продавцы зарабатывают больше, чем на других. Впрочем, это не все, что мы хотели сказать про Haval. Нам стали известны некоторые перспективные планы компании в России — следите за нашей лентой новостей. Это будет, как сейчас модно говорить, «бомбическая» информация — такой не было давно. Нет, не «бомбическая» — «супербомбическая».
Лада с ростом продаж во II квартале в 28% набирает обороты быстрее, чем рынок, впрочем, это связано как со снижением возможностей параллельного импорта, так и с ужесточением утилизационного сбора, что как раз более всего сказалось во II квартале и будет сказываться дальше. Вместе с тем рыночная доля марки пока остается относительно невысокой — 29,9% во II квартале и 28,8% по итогам всего первого полугодия.
По отдельным сегментам рынка — трехобъемным легковушкам, электромобилям, «маленьким китайцам» мы традиционно сделаем несколько дополнительных заметок, а все помодельные раскладки у ведущих брендов прикладываем ниже.
Топ-20 брендов в 2 квартале 2024 года* | ||||
Марка | 2 кв. 2024 | 1 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 | |
1 | Lada | 116 534 | 90 870 | 207 404 |
2 | Haval | 43 811 | 37 639 | 81 450 |
3 | Chery | 39 464 | 31 893 | 71 357 |
4 | Geely | 32 838 | 36 264 | 69 102 |
5 | Changan | 28 486 | 20 216 | 48 702 |
6 | Omoda | 14 703 | 10 423 | 25 126 |
7 | Exeed | 11 836 | 10 843 | 22 679 |
8 | Belgee | 9849 | 4260 | 14 109 |
9 | Jetour | 9392 | 5081 | 14 473 |
10 | Tank | 6834 | 6312 | 13 146 |
11 | Jaecoo | 6813 | 4019 | 10 832 |
12 | Moskvich | 4785 | 4893 | 9678 |
13 | Lixiang | 4315 | 8049 | 12 364 |
14 | Solaris | 3567 | 174 | 3741 |
15 | Toyota | 3374 | 5216 | 8590 |
16 | Kia | 3132 | 5157 | 8289 |
17 | BMW | 2891 | 2914 | 5805 |
18 | Hyundai | 2637 | 3855 | 6492 |
19 | Voyah | 1977 | 1488 | 3465 |
20 | FAW | 1876 | 585 | 2461 |
* Здесь и далее — данные постановок на учёт в ГИБДД
Lada
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
Granta | 42 015 | 53 973 | 95 988 |
Niva Travel | 12 606 | 12 762 | 25 368 |
Vesta | 23 700 | 38 492 | 62 192 |
Niva 4x4 | 12 247 | 11 225 | 23 472 |
Chery
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
Tiggo 4 Pro | 8 591 | 13 416 | 22 007 |
Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX | 14 679 | 16 536 | 31 215 |
Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX | 4774 | 6085 | 10 859 |
Haval
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
Jolion | 15 570 | 19 449 | 35 019 |
M6 | 8030 | 8989 | 17 019 |
F7/F7x | 8729 | 8470 | 17 199 |
Dargo | 4634 | 6114 | 10 748 |
Н3 | – | 574 | 574 |
Geely
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
Coolray | 8142 | 5534 | 13 676 |
Monjaro | 13 654 | 10 168 | 23 822 |
Atlas Pro | 3592 | 5358 | 8950 |
Atlas (3 поколения) | 2585 | 2611 | 5196 |
Tugella | 4022 | 3982 | 8004 |
Emgrand | 2984 | 3210 | 6194 |
Changan
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
Alsvin | 1618 | 1951 | 3569 |
CS35 Plus | 3781 | 5558 | 9339 |
CS55 Plus | 6726 | 9386 | 16 112 |
UNI-K | 4072 | 4046 | 8118 |
Jaecoo
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
J7 | 4019 | 5037 | 9056 |
J8 | 10 | 1776 | 1786 |
Jetour
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
T2 | 534 | 2802 | 3336 |
Dashing | 3182 | 3927 | 7109 |
X70 Plus | 811 | 1660 | 2471 |
X90 Plus | 506 | 899 | 1405 |
Omoda
Модель | 1 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1-6 мес. 2024 |
C5 | 8772 | 10 568 | 19 340 |
S5 | 1651 | 4134 | 5785 |