Для начала давайте вспомним, каким был Мурано на протяжении трех поколений и более двадцати лет. Чем поразил первый кроссовер, дебютировавший на Нью-Йоркском мотор-шоу 2002 года? В первую очередь, конечно же, супероригинальным экстерьером. Таких Nissan мир еще не видел — мускулистых, футуристических и задиристых! Интерьер оформлен соответствующим образом, со «спецэффектами» типа трех «колодцев» панели приборов, стандартным семидюймовым монитором на центральной консоли и алюминиевыми вставками.
«Внешний дизайн воплощает тему “скульптуры в движении”, при этом нижняя часть кузова выражает силу внедорожника, а салон демонстрирует воздушность и простор, как у спортивного седана», — не скупился на эпитеты производитель.
Явные спортивные черты ненавязчиво отсылали также к новому на тот момент купе 350Z/Fairlady Z — мол, вот он, идеальный автомобиль для семьянина, которому в «зетке» тесно. В данном случае использовали платформу FF-L с поперечной компоновкой силового агрегата и задней независимой подвеской. Архитектура известна по таким моделям, как седаны Altima и Maxima, минивэны Quest и Presage.
Первая генерация играла роль флагманского SUV в североамериканской гамме Nissan, пока не появился полноразмерный рамный внедорожник Armada. При этом ее габариты далеки от сегмента full-size: длина — 4770 мм, колесная база — 2825 мм, ширина — 1880 мм, высота — 1705–1709 мм. Предлагалась 2,5-литровая «четверка» QR25DE, но наиболее интересен V6 VQ35DE объемом 3,5 литра (249 л.с. и 334 Нм). Определенную специфику в ездовой характер вносил вариатор Xtronic CVT с ручным режимом, имитирующим «шестиступку». Привод передний или опциональный полный для шестицилиндровой модификации.
Интересно, что Murano Z50 хоть и продавался в Штатах, но был не локализован — сборка осуществлялась в Японии. Аналогичная история и с его преемником Z51 (2007–2014 годов выпуска). Он унаследован стилистическую концепцию предка, но стал более одутловатым или, если хотите, аэродинамичным. Между бамперами — 4788–4823 мм, колесная база — 2824 мм, ширина практически прежняя (1882 мм), высота — 1699–1727 мм.
«Murano — это апгрейд не только по сравнению с автомобилем предыдущего поколения, но и во всем сегменте кроссоверов и внедорожников. Благодаря уникальному сочетанию современного дизайна, динамики, нового салона бизнес-класса и общей изысканности Murano продолжает выделяться как самый особенный и рафинированный автомобиль в своем классе», — объяснял тогдашний вице-президент и генеральный менеджер Nissan Division Билл Босли. Красивые слова часто вылетают из уст управленцев, а как обстояли дела на самом деле? Очевидно, что компания не рвалась глобально перелопатить машину и создать нечто принципиально новое, а, напротив, стремилась к логичному развитию уже сформированной концепции.
Второе поколение Murano спроектировано на платформе Renault–Nissan D, ставшей основой для огромного количества японских и французских моделей. Проверенные бензиновые двигатели никуда не делись (топовый V6 раскачали до 269 л.с.), а на европейский рынок вывели исполнение с турбодизельным «два и пять» YD25DDTi (190 л.с. и 450 Нм) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Консервативная начинка комбинировалась с богатым оснащением. «Одной из сильных сторон нового Murano является то, что вы получаете полный пакет — дизайн, производительность, безопасность и технологии в одном изысканном, качественном автомобиле», — нахваливал результат работы своих подопечных Босли. Справедливо, надо заметить, поскольку в оснащение вошла камера заднего вида, DVD-система с девятидюймовым монитором, акустика Bose с 11 динамиками, более продвинутая навигационная система и другие навороты.
Большим оригиналам и любителям всего необычного адресован диковинный, парадоксальный и непрактичный Nissan Murano CrossCabriolet — внедорожный двухдверный «кабрик» с мягким складным верхом. Практического смысла в нем немного, но выглядит прикольно.
Для CrossCabriolet компания придумала вполне логичную философскую базу. «Когда люди думают о кроссовере, они представляют себе сочетание утонченной управляемости седана с практичностью внедорожника. Новый Nissan Murano CrossCabriolet добавляет неожиданный третий элемент — возможность сделать повседневные занятия более захватывающими, катаясь со сложенной крышей. Однако со своим классно спроектированным складным верхом, стандартным полным приводом и пространством для четырех взрослых плюс груз CrossCabriolet подходит не только для поездок по Саут-Бич или Малибу. Это автомобиль, на котором можно съездить пообедать, отправиться по делам или на длинные выходные, чтобы покататься на лыжах в любой части страны», — отмечал Эл Кастиньетти, вице-президент и генеральный менеджер североамериканского подразделения Nissan.
Третий Murano (Z52, выпускается с 2014 года в США и Китае) кардинально изменился снаружи и внутри сообразно новому на тот момент вычурному языку дизайна. Внешность — дело вкуса, так что лучше обсудим факты. Напористый агрессивный экстерьер создает иллюзию большого автомобиля. Nissan действительно крупнее предыдущей итерации, но не столь сильно, как это может показаться. Длина достигла 4887 мм, ширина — 1915 мм, высота — 1689 мм. Колесная база прежняя. Кстати, как и двигатели. Вариатор тоже никуда не делся, но палитру хотя бы разбавили гибридом. Проще говоря, мы имеем яркую обертку и порядком приевшуюся начинку, что не могло не сказаться на продажах. На важнейшем для Murano американском рынке пик продаж пришелся на 2016 и 2018 год (86 953 и 83 547 экземпляров соответственно), но после 2019-го сбыт покатился вниз. За 2023 год удалось реализовать только 31 137 автомобилей, так что пришло время для серьезных перемен и глобальной ревизии.
Новейший кроссовер совершенно непохож на то, с чем мы привыкли ассоциировать имя Murano. Отныне он напоминает электрокар Ariya, причем сходство отнюдь не на уровне общего стилистического замысла. Складывается впечатление, что дизайнеры решили не заморачиваться. В профиль машины очень похожи пропорциями, очертаниями, подоконной линией и окантовкой-молдингом. Поразительно, что расстояние между осями не изменилось, но, конечно, габариты крупнее. Длина — 4900 мм, ширина — 1981 мм, высота — 1724 мм. Обтекаемость улучшена, как того требует прогресс? Как бы не так! Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составляет 0,34, хотя у прежнего Murano он равен 0,31. Оптика, само собой, светодиодная. В базовой версии устанавливаются 20-дюймовые колесные диски, опционально — диаметром 21 дюйм.
Технические перемены масштабные — под стать внешности! Большой и старомодный V6 отправлен в отставку, на его место пришла знакомая по Infiniti 2,0-литровая «турбочетверка» KR20DDET, изменяющую степень сжатия в диапазоне от 14:1 (режим топливной экономии) до 8:1 (силовой режим). Ее отдача — 244 л.с. и 353 Нм при 4400 об/мин. Вариатора тоже больше не будет, вместо него наконец-то классический 9-ступенчатый «автомат». Дорожный просвет — 211 мм.
У базовой комплектации SV стандартный передний привод и опциональный полный с муфтой отбора тяги на заднюю ось, который входит в минимальное оснащение более продвинутых SL и Platinum. Еще одно важное новшество — переход с гидроусилителя руля на электрический усилитель. Передаточное отношение короче (2,8 оборота от упора до упора против 3,3 оборота ранее). Узел позволил применить ряд вспомогательных электронных систем, от базового адаптивного круиз-контроля ProPilot Assist до комплекса ProPilot Assist 1.1, удерживающего машину в полосе движения.
Салон старого Murano казался пришельцем из далекого прошлого, а теперь все встало на свои места — внутреннее пространство современное и прогрессивное. Любо-дорого посмотреть на лаконичную переднюю панель, украшенную двумя 12,3-дюймовыми мониторами! Что касается оснащения, то оно пополнилось проекционным монитором, Apple CarPlay и Android Auto, настроенческой подсветкой с 64 вариантами цветов, функцией «невидимый капот» и камерами кругового обзора. Пассажиры второго ряда отметят увеличенный запас пространства для ног — его удалось выгадать в том числе благодаря более тонким спинкам кресел первого ряда.
Заднее сиденье складывается в ровный пол в пропорции 60/40. Объем багажника варьируется от 932 до 1798 литров в зависимости от конфигурации салона. Электропривод пятой двери входит в стандартную комплектацию.
Цены пока не объявлены. Модель прежнего поколения стоит от 40 130 долларов, так что логично ожидать некоторого увеличения стоимости.
Что вы думаете про новый кроссовер? Нравится ли вам его дизайн, салон и инжиниринг? И конечно же, не забывайте рассказывать о личном опыте эксплуатации Nissan Murano прошлых поколений! Делитесь мнением в комментариях!